Республика
RESPUBLIKA90.RU Политика Общество Культура История Спорт
25.09.2008 - 04:32 - Политика / ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ НЕДОВЕРИЯ Версия для печати
Во время пресс-конференции главы российского МИД Сергея Лаврова и Президента РЮО Эдуарда Кокойты по итогам визита в Цхинвал 15 сентября стало известно, что ОБСЕ может продолжить работу в Южной Осетии. Причем, уже даже определено, что наблюдатели останутся в том же количестве – 8 человек – и только по персоналиям югоосетинская сторона может внести определенные коррективы. Изменится также статус пребывания организации, поскольку, как отметил Лавров, «в связи с признанием РЮО, наблюдатели ОБСЕ не могут больше находиться в Республике, как сотрудники Миссии ОБСЕ в Грузии». Резонно спросить, почему они вообще должны находиться в Республике? Почему они остались в Республике, например, после летней агрессии 2004 года, которую они не смогли предотвратить? И тем более – сейчас?
Саакашвили отказался от Дагомысского соглашения 1992 года, тем самым лишив правового статуса Миссию ОБСЕ в Грузии. Пригласить еще раз, с чистого листа, эту организацию заниматься урегулированием конфликта в Южной Осетии означало бы высшую степень доверия к ней осетинской стороны. На самом деле периодически появлявшиеся надписи «Go home!» на асфальте перед офисом Миссии на улице Пушкина красноречивей всего говорят о степени этого доверия.
Ситуация вокруг Южной Осетии кардинально изменилась, прекратило существование и понятие «зона конфликта». Теперь в конфликте находятся два суверенных государства. Открывать полевой офис на одной стороне и центральный офис на другой стороне – это было абсурдно со всех точек зрения и раньше. Но раз конфликт перешел в плоскость межгосударственную, и мы хотим урегулировать отношения с соседями, нам, конечно, нужен какой-нибудь международный посредник. При том обилии симпатизирующих нам международных организаций в мире, которые появились в последние годы, нам предлагают работать с ОБСЕ. Правда, Сергей Лавров подчеркнул, что «Россия, как член ОБСЕ, гарантирует, что ни один вопрос, касающийся Южной Осетии, не будет обсуждаться в ОБСЕ в отсутствии представителей Цхинвала». Он, в то же время, отметил, что «в новых условиях решение принадлежит Южной Осетии, как независимому и суверенному государству».
Во время визита С.Лаврова в Цхинвал с ним встретилась приехавшая по этому случаю из Тбилиси глава Миссии ОБСЕ в Грузии Терхи Хакала. Она подняла вопрос о допуске военных наблюдателей ОБСЕ на территорию Южной Осетии. «Мы обсудили необходимость снятия ограничений на свободное передвижение представителей миссии ОБСЕ, а также возможность вновь открыть офис ОБСЕ в Цхинвали», – заявила Терхи Хакала. Нельзя построить собственную безопасность, ущемляя безопасность других, – приблизительно так сформулирован один из базисных принципов ОБСЕ. Сомнительно, что эта европейская организация вообще могла быть гарантом нашей безопасности, учитывая хотя бы то, что основным вкладчиком в ее казну являются США. По данным на 2005 год членские взносы США в бюджет ОБСЕ составили 22 млн.евро. Страны-участницы ОБСЕ, как известно, состоят во многих других союзах и альянсах. На каком основании Южная Осетия должна рассчитывать, что страна-участница ОБСЕ, одновременно являющаяся членом ЕС и НАТО, будет вести себя объективно и беспристрастно по отношению к нам.
17 сентября Россия подписала с Южной Осетией Договор о дружбе и взаимной помощи. Этим актом подводится правовая база под нахождение на территории РЮО российского воинского контингента. Новая независимая страна начинает свой жизненный путь с размещения на своей территории армии соседней страны, но это на данном этапе, пожалуй, самое главное, в чем заинтересована Южная Осетия – в надежной защите безопасности малочисленного населения перед лицом угрозы со стороны Грузии, не оставившей своих реваншистских устремлений. По официальным данным, обнародованным комиссией НАТО, в результате нанесения российской армией удара по грузинским вооруженным формированиям 198 солдат были убиты, 1700 получили ранения, 5 000 были рассеяны. Это последнее слово должно означать «бежали», впрочем, это не смешно и даже не удивительно – грузинские генералы изрядно опасались дезертирства своих воинов еще до начала операции «Чистое поле». Для предотвращения массового «стратегического отступления на полной скорости» (так сам назвал свое бегство в первом бою Че Гевара) для солдат проводились специальные внушения чуть ли не на уровне гипноза, использовались и психотропные препараты против страха – прямо «конфеты смелости» из старого детского фильма.
На таком фоне главнокомандующий грузинской армией собрал на днях своих «рассеянных» солдат и провел торжественное построение с гимном, тушем и флагами. Сказал речь о героизме своих воинов и наградил их орденами (у нас такого построения пока не было, хотя поводов – больше). Странное выражение лукавой радости на лице главнокомандующего могло означать только одно – он выполнил задание своих заокеанских покровителей, втянул Россию в войну.
Постоянные провокации против российских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии все последние годы были направлены именно на это – заставить Россию сорваться и ударить первой. Обратите внимание, как строятся обвинения против России: начиная с полного замалчивания западными СМИ событий 7-9 августа до тщательного освещения с 10 августа процесса приведения грузинской армии в «рассеянное» состояние, западному зрителю внушалась и продолжает внушаться мысль о том, что Россия совершила агрессию против Грузии. Ни с того, ни с сего 58-ая российская армия совершила марш-бросок через Рукский тоннель к осетино-грузинской границе и оттуда перешла к атаке и бомбежкам мирного населения Горийского района. При этом каким-то образом Цхинвал оказался разрушенным, а осетинские села были сожжены и опустошены.
Прибывшие 8 сентября в Тбилиси эксперты НАТО все же установили, проведя для этого целое расследование, что именно грузинские вооруженные силы начали операцию по захвату Южной Осетии. Тем не менее, на этой наделе замминистра иностранных дел Грузии Гига Бокерия заявил лондонской «Financial Times», что в распоряжении грузинской стороны имеется запись разговора осетинских пограничников, подтверждающая роль России, как агрессора. Разговор состоялся в 3.52 часа 7 августа и содержал один вопрос и ответ на него: «Слушай, армия пришла или как»? – спросил первый. «Армия и люди прошли через тоннель 20 минут назад», – ответил второй. Таким образом, получается, что русские войска пересекли границу до начала грузинской операции против Южной Осетии, – так сказали «пограничники».
Глава МИД Сергей Лавров отмахнулся от этих обвинений, назвав их «несерьезными». То, что это были пограничники, глава грузинского МВД Мерабишвили, наверное, по голосам определил. Впрочем, сколько их уже было, таких фальшивок: снятые камерой с затылка люди, записанные телефонные разговоры, которым и в Грузии-то уже никто не верит. Да и не считается телефонная запись аргументом. CNN продублировал утверждения грузинского МВД и дал эту запись в эфир. Судя по натужности голосов, «пограничники» сильно старались, чтобы текст прозвучал четко и внятно, а консультировал запись, наверное, Джемал Каркусов, «альтернативный» коллега главы грузинского МВД.
Почему-то российский министр обороны счел нужным разъяснить, что, мол, прохождение войск через тоннель было плановой ротацией миротворцев. Хотя мог ничего не объяснять: Грузия ведь добровольно отказалась от участия в миротворческом процессе, переподчинив своих миротворцев от единого командования министерству обороны. В результате грузинские миротворцы неоднократно участвовали в провокациях и прямых нападениях на своих русских и осетинских коллег еще задолго до августа. Несколько раз в июле они вдруг, ближе к ночи покидали в спешном порядке расположение ОШ ССПМ, побросав даже личные принадлежности. Эта спешка могла означать только одно – ожидался артиллерийский удар грузинских вооруженных сил по Цхинвалу. К примеру, 8 июля вслед за стремительным бегством грузинских «голубых касок» из города на Цхинвал обрушился минометный огонь. Если при всей очевидности того, что именно Грузия развязала войну против Южной Осетии, миру нужны доказательства (наподобие телефонного разговора), то они, наверное, есть и у югоосетинских спецслужб. И не только у них.
Теперь самое время вспомнить о международных наблюдателях, о вводе которых в буферную зону и непосредственно в Южную Осетию так печется ЕС, а НАТО при этом добивается вывода российских войск с территории РЮО. Цхинвальский офис Миссии ОБСЕ в Грузии, открытие которого на территории Южной Осетии в 1996 году здесь до сих пор считается большой ошибкой, наделен именно полномочиями наблюдателей в зоне конфликта. Согласно мандату Миссии, военные наблюдатели Миссии совместно с наблюдателями ССПМ от трех сторон совершали мониторинг всей зоны конфликта, а в экстренных случаях выезжали по заявленному той или иной стороной конфликта маршруту. По требованию осетинской стороны они не раз проводили мониторинг в тех местностях зоны конфликта, где грузинские вооруженные силы строили фортификационные укрепления, мощные блиндажи, способные выдержать даже авиаудар.
Военные наблюдатели Миссии ОБСЕ не раз становились свидетелями усиленной концентрации грузинских подразделений в непосредственной близости от границ РЮО, т.е. там, где по договоренности сторон была определена зона конфликта и в которой никаких вооружений быть не должно. Более того, были случаи, когда сотрудники Миссии, выехав по требованию осетинской стороны на мониторинг, скажем, во время обстрела, попадали под огонь грузинской стороны и вынуждены были бежать, так и не повлияв на ситуацию. В последнее время в Цхинвальском офисе Миссии служили поляки, украинцы и англичане – ими грузинская сторона, не моргнув, готова была пожертвовать ради выполнения своих военных задач.
Черная неблагодарность в ответ на преданное следование интересам Грузии! Так вот, основной аргумент осетинской стороны против возобновления на ее территории работы ОБСЕ, как раз в том и заключается, что Миссия, которая не смогла предотвратить нападение (если она того хотела), могла хотя бы предупредить о нем мирное население. Даже родственники из Грузии звонили 7 августа своим близким в Цхинвал и предупреждали о выдвигавшейся грузинской армии! Перечислять претензии осетинской стороны к этой организации – утомительная процедура, но самые главные из них можно сформулировать очень коротко:
– население Южной Осетии никогда не доверяло ОБСЕ и считало ее открытой сторонницей Грузии, в отличие от руководства РЮО, которое считало так же, но для поддержания процесса урегулирования вынуждено было давать ее работе положительную оценку.
– сотрудники Миссии не раз нарушали мандат наблюдателей, самостоятельно выезжая на интересующие их, а точнее, грузинскую сторону, местности Южной Осетии, где они пытались высмотреть некие компрометирующие свидетельства нарушений осетинской стороной Положения о зоне конфликта. В частности, они довольно часто «проскакивали» в направлении Зарской дороги без сопровождения миротворцев. Эта дорога имеет стратегическое значение, и подобные действия наблюдателей расценивались населением однозначно как шпионаж в пользу Грузии.
– отдельной темой для постоянных нот протеста югоосетинского МИД стала практиковавшаяся Миссией система закрытых отчетов, направляемых в штаб-квартиру в Вену. В перехватываемых осетинской стороной пиратским образом отчетах, как выяснилось, содержалось крайне тенденциозное отражение событий в Южной Осетии, с обвинением в нарушениях большей частью осетинской стороны.
– Глава Цхинвальского офиса Гржегор Михальски, находившийся вместе с двумя сотрудниками в подвале Миссии в первую ночь агрессии, отказался пропустить в благоустроенное и надежное укрытие жителей улицы Пушкина, которые в панике выбежали из разрушенного дома, и просили убежища. Он сказал, что «офис не предназначен для таких целей». Известно, что в подвале офиса МККК укрывалось большое количество местных жителей, которым еще оказывалась и медицинская помощь. Цхинвальский офис Миссии ОБСЕ был эвакуирован 8 августа в Тбилиси, для этого грузинская сторона создала специальный коридор. Но почему Михальски побоялся пропустить в подвал простых людей, бежавших от смерти?
– Цхинвальский офис, как и все здания в городе, конечно, пострадал от обстрела. 10 августа, когда боевые действия на территории Цхинвала практически прекратились, в здание офиса прошли представители правоохранительных органов вместе с саперами. Это была плановая проверка всех без исключения зданий в городе. В подвале офиса были обнаружены любопытные вещи: пачка листовок, в которой неизвестно, от чьего имени, содержалось обращение к «дорогим согражданам», которые мужественно выдержали все страшные события. «Ценой огромных жертв мы отстояли свою независимость», – сообщает кто-то «согражданам», которым 10 августа, откровенно говоря, еще было не до независимости – по улицам лежали трупы, спасшиеся женщины с детьми спешно эвакуировались на север, а в городе и селах проходили «зачистки». Далее авторы обращения информируют людей, что начинаются гуманитарные и восстановительные работы и предлагают обращаться по всем вопросам по адресу ул.Хетагурова, 1 и называют номер телефона в кабинете на 1 этаже, там, где недавно располагался Центризбирком. Подписи под листовкой нет, т.е. это обращение не правительства (его тогда еще и в полном составе-то не было на месте), и, кроме того, помещение, куда «сограждан» призывали приходить с вопросами, находилось в разгромленном состоянии, да и указанный телефон, конечно, не работал. Кто заранее заготовил эти тексты? Найденные в подвале в большом количестве книги «главы временной администрации Южной Осетии» Дмитрия Санакоева, проливают свет не только на вопрос авторства этих обнаруженных листовок, но и на деятельность Миссии ОБСЕ в Грузии и ее Цхинвальского офиса. Они помогали расчищать платформу для воцарения марионетки в захваченной Южной Осетии.
Имеет ли эта организация моральное право возобновить свою деятельность на территории Южной Осетии? Такая возможность может быть продиктована только одним фактором – необходимостью определенного компромисса России в процессе урегулирования грузино-российских отношений с помощью европейских международных организаций. В случае если работа Представительства ОБСЕ на территории Южной Осетии неизбежна, принципы на которых ОБСЕ будет функционировать должны быть пересмотрены. И заниматься она должна, скажем, контролем за какой-то отдельной группой проблем, которые будут определены не Меморандумом (запиской) о взаимопонимании, а конкретным соглашением сторон. Следует предусмотреть из предыдущего опыта весь арсенал форм работы ОБСЕ: способствование созданию «пятой колонны», отсутствие реакции на нарушения и провокации с грузинской стороны и т.д.
Только так можно избежать тех издержек, которые уже были допущены в результате деятельности этой организации на территории РЮО. «Несмотря на то, что сегодня Евросоюз и европейские структуры пытаются нормализовать ситуацию в зоне конфликта, Грузия в очередной раз подведет и Евросоюз, и Президента Саркози», – сказал Эдуард Кокойты на пресс-конференции с Лавровым. Добавим – «и ОБСЕ».

Инга Кочиева
Юго-осетинская газета «Республика»
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Интересные разделы
Ленты новостей
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился
Популярные статьи
Архив